Комплексная программа
«Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательной среде МОУ СОШ с. Црау на 2013-2018 годы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В настоящее время во всех школах все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди молодежи и, как следствие, к снижению успеваемости и социальной адаптивности в обществе. В контексте этого, одной из приоритетных задач МКОУ СОШ с. Црау становится задача воспитания у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни.
На современном этапе развития общества и государства понятие профилактики нарушений здоровья вышло из чисто медицинских понятий и перешло в вопросы образовательно-воспитательного комплекса.
Вопросы профилактики нарушений здоровья учащихся в соответствии с Приказом Минобразования Российской Федерации от 17 декабря 1999 года, №1226 признаны приоритетными в системе общеобразовательной школы.
В соответствии с Законом «Об образовании» администрация учебного заведения несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательно-воспитательного процесса. При этом должна осуществляться целенаправленная комплексная работа по созданию системы здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде школы следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье данной группы лиц.
Настоящая комплексная программа направлена на работу по первичной профилактике наркотизацииучащихся, формированию и развитию системы мониторинга состояния здоровья, социальных и психологических проблем учащихся, формированию внутришкольной среды, обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и психоактивных веществ, способствующей творческой самореализации учащихся, овладению знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Создание системы сохранения и укрепления здоровья, формирование мотивации на здоровый образ жизни у участников образовательного процесса, а также профилактика девиантного поведения учащихся, является одним из основных направлений воспитательной работы МОУ СОШ с. Црау.
- Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют следующие нормативно-правовые документы:
· Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года), где утверждены статьи, касающиеся права любого гражданина страны на охрану здоровья и образование;
· Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в действующей редакции);
· Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3 марта 1999 г. (в действующей редакции);
· Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года) (с изм., внесенными ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ);
· Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" ;
· Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)";
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07. 1992 № 3266 – 1 (в действующей редакции), где в Статье 51 указано на необходимость охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
· Федеральный закон №87-ФЗ от 10.07.2001 г. «Об ограничении курения табака» (с изм. от 22.12.2008);
· Концепция национальной безопасности Российской Федерации", которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности и основой развития научно-технической базы промышленности страны;
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, утвержденная Министерством образования и науки России от 28.02.2000 г. № 619 и одобренная Правительственной комиссией по злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (протокол от 22.05.2000 г.);
- Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";
· Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, п.2.1.1., 4.1.3.;
· Письмо Минобразования РФ от 30.10.2003 N 26/4100-6 «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях»;
- Решения коллегии Министерства образования и науки России от 14 сентября 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;
- Приказа Министерства образования и науки России от 16.07.2003 г. № 2715 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- Устав МОУ СОШ с. Црау.
- Основными направлениями работы являются:
- Информационно-образовательное - предусматривает разработку и внедрение комплекса образовательных программ в форме круглых столов, конференций, семинаров и тренингов, направленных на приобретение учащимися знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья. Основной целью реализации данного направления является деятельность, направленная на саморазвитие навыков здоровьесбережения.
· Психолого-педагогическое - включает разработку и проведение психологических тренингов, направленных на формирование осознанности учащимися здоровья как ценности; проведение психологических консультаций учащихся по различным проблемам личностного характера.
· Профилактическое - направленно на организацию и совершенствование работы по профилактике различных форм девиаций.
· Спортивно-оздоровительное - направлено на систематическую деятельность по физическому воспитаниюучащихся.
- Основные подходы в организации здоровьесберегающего пространства:
- практико-деятельностный подход - в формировании навыков здоровьесбережения лежит идея о том, что только от самого субъекта, мотивированного к данного рода деятельности, можно ожидать полной самоотдачи, творческой активности, заинтересованности в самореализации своих, заложенных природой потенциальных возможностей, активности в плане получения знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. При этом учитывается, что только при условии включенности индивида в здоровьесберегающую деятельность происходит формирование его сознания и развития как личности, стремящей к укреплению своего здоровья.
- Личностно-ориентированный подход предполагает направленность процесса обучения на овладение каждым учащимся умениями самостоятельной здоровьесберегающей деятельности и управлением данным процессом на основе тесного сотрудничества в плане получения информации с преподавателями, психологом, классным руководителем и т.д.
- Индивидуально-творческий подход заключается в формировании со стороны личности учащихся определенного критического взгляда на собственное физическое развитие и психическое состояние, и необходимость их совершенствование. Он формируется на основе сложившегося или выбранного идеала, умений проводить анализ собственного психофизического состояния, деятельности в плане ведения здорового образа жизни, использования возможностей самостоятельной творческой работы направленной на здоровьесбережение.
- Финансирование программы осуществляется за счет собственных средств школы.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Обоснование программы
Здоровье учащихся является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Внедрение инновационных технологий, информатизация и «интернетизация» обучения, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма ребенка.
Отмечаемое многими исследователями глобальное ухудшение в последней четверти XX столетия состояния здоровья населения не могло не коснуться и России, где дополнительный импульс этой тенденции придал процесс социально-экономического переустройства общества. Это актуализирует проблему изучения развития, формирования и сбережения здоровья учащихся, которое рассматривается нами как базовое основание для успеха в любом виде их будущей профессиональной деятельности.
Многие исследователи, опираясь на изучение заболеваемости учащихся с большим объемом выборки, приходят к выводу, что их здоровье в процессе обучения от года к году ухудшается.
Здоровьесберегающая технология – это центрированная на учащихся альтернатива традиционному профессиональному образованию, акцентирующая внимание на сохранении и укреплении их здоровья. Данная технология предусматривает формирование у учащихся когнитивных и поведенческих компетентностей, значимых для укрепления здоровья, внутренних стандартов, сопряженных с социально-приемлемыми нормами и правилами поведения; развитие у них самоэффективности в творческой деятельности (убежденность человека в том, что ему по силам поведение, требуемое для достижения преследуемого результата) и способностей к саморегулируемому изменению.
Однако данное определение не является единственным. Как нет одного понятия здоровья, так нет и конечного понятия здоровьесберегающей технологии.
Во всем многообразии толкований понятия здоровьесберегающей технологии в образовании можно увидеть общую черту, а именно, признание здоровья главной ценностью человека и стремление к его сохранению и развитию в процессе учебной деятельности.
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Например, как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья возможно при выборе образовательных технологий, адекватных категории обучающихся, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье.
Правильно организованный процесс жизнедеятельности человека, активный отдых с использованием целенаправленных физических нагрузок, с постоянным врачебным контролем и самоконтролем, общение с друзьями, родственниками, активная жизненная позиция, медицинская активность, бережное отношение к природе, животным, культурно-просветительный отдых, включающий путешествия, чтение книг с эмоционально-окрашенным восприятием - это единая система, направленная на укрепление здоровья, на всестороннее развитие.
Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью.
По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:
· Защитно-профилактические, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.
· Компенсаторно-нейтрализующие, позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.
· Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
· Информационно-обучающие, которые обеспечивают информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья.
Цель и задачи программы
1. Целью данной программы является создание системы сохранения и укрепления здоровья и формирование мотивации здорового образа жизни у участников образовательного процесса.
2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Формирование культуры здоровья учащихся на основе осознания здоровья как ценности, формирование мотивации на здоровый образ жизни;
- Создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;
- Создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ (ПАВ);
- Внедрение системы мер профилактического, адаптивного характера, связанных с оздоровительными мероприятиями, психологической поддержкой учащихся.
- Мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса.
- Создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности
- Организация комплекса мероприятий по сохранению здоровья студентов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
- Организация волонтерского движения в школе по пропаганде здорового образа жизни.
Мероприятия, необходимые для реализации программы
- Организационные мероприятия
· Определение действующей нормативно-правовой базы по вопросам разработки и внедрения в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и комплексных мер профилактики девиантного поведения в ученической среде.
· Обеспечение мониторинга и прогноза ситуации, связанной с социально-психологическим благополучием учащихся и распространением различных форм девиаций.
· Информационное обеспечение принятия управленческих решений руководством школы в социальной сфере.
· Научное и методическое сопровождение реализации социально-значимых программ школы.
· Научное и методическое сопровождение реализации программы.
· Разработка объективных критериев качества и эффективности комплексных мер, направленных на реализацию программы.
· Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере здоровьесберегающих технологий и профилактики девиаций в ученической среде.
· Обеспечение деятельности экспертно-консультативного совета по проблемам здоровьесберегающих технологий, профилактики девиантного поведения учащихся.
- Профилактические мероприятия
· Организация внеучебной и досуговой деятельности учащихся, в том числе развитие антинаркотического волонтерского движения.
· Обеспечение психолого-педагогическим сопровождением образовательно-воспитательного процесса.
· Организация и проведение оздоровительных и антинаркотических мероприятий.
· Организация и проведение оздоровительных и профилактических акций.
· Проведение тематических семинаров с классными руководителями по вопросам здоровьесберегающих технологий и профилактики девиантного поведения в ученической среде.
· Организация и проведение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности обучающихся в образовательно-воспитательном процессе.
· Проведение выездных обучающих и оздоровительных мероприятий по здоровьесберегающим технологиям и профилактике девиантного поведения.
· Организация антинаркотических, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, мотивирующих на здоровый образ жизни.
3. Информационно-пропагандистское обеспечение программы
· Разработка единой концепции информационно-пропагандистских мероприятий.
· Создание фирменного стиля информационно-пропагандистской программы здорового образа жизни и профилактики девиаций в ученической среде; усовершенствование странички по ЗОЖ на сайте школы.
· Аналитическое сопровождение информационно-пропагандистской деятельности.
· Реализация информационно-пропагандистской концепции в межведомственном и информационном взаимодействии с государственными органами и общественными организациями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы предполагается:
· Создать систему здоровьесберегающих технологий в образовательно - воспитательном процессе МОУ СОШ с. Црау, направленных на сохранение здоровья учащихся, создание условий для здорового образа жизни, а также профилактику различных форм девиаций в ученической среде.
· Реализовать представленные мероприятия Программы (Приложение).
· Сформировать основы здорового образа жизни учащихся.
· Создать образовательную среду, способствующую сохранению здоровья учащихся.
· Усовершенствовать научно-методическую, образовательную основу реализации направлений Программы.
· Повысить эффективность оздоровительной и профилактической деятельности.
· Совершенствовать информационно-пропагандистскую деятельность с учащимися МОУ СОШ с. Црау.
· Совершенствовать систему мониторинга результатов по основным направлениям Программы.
· Достичь положительной динамики снижения количества заболеваний.
Оценка эффективности Программы
Предполагается, что реализация программы будет способствовать:
· своевременному осуществлению мониторинга состояния здоровья и здорового образа жизниучащихся;
· определению основных направлений в реализации модели здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе школы;
· повышению антинаркотической ориентации учащихся.
· совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Показатели эффективности
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы.
Первый уровень – объемные количественные показатели:
· Доля учащихся, охваченных здоровьесберегающими технологиями (предлагается увеличить этот показатель с 50 % в 2011 году до 85 % в 2015 году, то есть ежегодный прирост примерно составит 7 %);
· число спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
· количествоучащихся, принимающих участие в спортивных мероприятиях;
· числоучащихся, занимающихся в спортивных секциях;
· количество педагогов, включенных в работу по реализации данной программы;
· динамика здоровья учащихся (анализ по группам здоровья);
· динамика уровня заболеваемости учащихся;
· число случаев девиантного поведения учащихся (регистрация каждого случая в папке контроля за девиантным поведениемучащихся);
Второй уровень – качественные показатели:
· освоение учащимися навыков здоровьесбережения;
· овладение специалистами методами и приемами развития для формирования здоровьесберегающей среды школы;
· рост творческих и образовательных достижений учащихся, повышение уровня здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
· формирование у учащихся устойчивого понимания и значимости здорового образа жизни, необходимости занятий физкультурой и спортом без принуждения;
· понимание физического воспитания в школе как целенаправленной деятельности, направленной на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности;
· обеспечение и контроль при формировании здоровьесберегающей среды в школе разнообразных и постоянно меняющихся факторов – внешних (особенности: социальной и педагогической среды, информационной среды; систем управления образованием и т.д.) и внутренних (материально-техническая база, кадровый состав, особенности коллектива)
Добавить содержимое...